Thursday, April 29, 2004

Национальные особенности ВЫБОРА нарезного оружия

 Данная тема возникла как рефлексия на следующую мысль, высказанную одним из участников форума:

Нет, ну Сака - болт, Браунинг - полуавтомат. Мне именно самозарядное и нужно. Так что Сако отпадает.


П О Ч Е М У ? ? ?


Друзья!

Извините, что сделав цитату из соседней темы "Браунинг - неужели это мечта?", вытащил свое невежество в отдельную тему. Но мой вопрос плохо туда вписывается.

Итак к делу.
Я за 9 лет, наверное, действительно оторвался от Российской действительности. Собтвенно, Российской никогда и не было. Была Советская, потом Moldova Suverana.

Но дело не в этом.
 

Я вот никак, по скудоумию своему, в толк не возьму, почему, в значительном большинстве, Российский Стрелок предпочитает полуавтомат, а не болт.

И не рассказывайте мне о такой уж важности на охоте второго (третьего?) "быстрого" выстрела.
Не преувеличено ли его значение?


Вот мои контраргументы:
1. Прицельность этого второго / третьего выстрела, если он действительно быстрый, скажем прямо very questionable.
2. Из болта, при определенном навыке, тоже можно очень быстро стрелять.
3. Надежность болта супротив п/а, я надеюсь, тоже никто оспаривать не будет. Сложность - обратная величина надежности. На мой взгляд, возможность "затыка" полностью невелирует, преимущество в скорострельности.
4. Мороки с чисткой п/а (кто ее вообще делает) безусловно больше.
5. Вопрос о кучности болта супротив п/а сознательно приводить не буду.
Знаю все аргументы. И это сотни раз обсуждалось, а повторять что есть плохие болты, и хорошие п/а, и все сугубо индивидуально, и т.д. уже даже не смешно. Здесь "В ЦЕЛОМ" говорить нельзя,.. хотя общая тенденция... Ну вы понимаете, куда я клоню.
6. Для вдумчивого лежачего/сидячего дырокольства у п/а никаких преимуществ окромя "лень передернуть затвор".
7. Наиболее точное стрелковое оружие - скамеечные/БР винтовки - однозарядные болты.


Такой жанр как "бабахинг" рассматривать не будем, не потому, что я его не уважаю, а потому что оный предполагает "свободный" стиль.

Далее. Предвидя волну возражений, все же возьму на себя смелость заявить следующее.
8. Тактические / снайперские / (охота на "bad guy"ев) задачи преимущественно по планете, выпоняются все теми же "болто-носителями", которым не лень передернуть затвор.


Поймите меня правильно. Я не накатываю бочку на СКС, АК, СВД. Но это военное оружие.
У него свои, специальные задачи.


И вот теперь такая крамольная мысль, даже три:
 

Мысля 1: "А не является ли Российский потребитель гражданского оружия жертвой неумелой, пошедшей по пути наименьшего сопротивления, конверсии военно-промышленного комплекса?"

Мысля 2: "А не является ли преимущественный выбор полуавтомата последствием скудости в прошлом (да и теперь?) оружейного рынка, когда СКС оказывался чуть ли не единственным выбором?"

Мысля 3: "А не является славная плеяда Русского Военного Оружия "СКС/АК/СВД", вызывающая законную гордость у Русского (да и у бывшего Русского тоже) Человека слишком сильным стереотипом и плохим помошником в выборе гражданского ствола?"

Вот и привык народ, что должен быть п/а. Вот и плодятся мифы о сверхнеобходимости второго быстрого выстрела, эффективность которого совсем не бесспорна.

Когда в вышеупомянутой теме, Ирвин заговорил о БАРе, у меня тут же возникла мысль, а почему не А-Болт Варминт Сталкер например? Конечно скажете, что с магнумовскими патронами швах. Аргумент серьезный. Но ведь есть и в 223-м. Изящнейший, я вам скажу, ствол для варминтологии! Берешь в руки и просто не хочется отдавать обратно продавцу.
Нет, Ирвин говорит, нужен п/а. А почему?!


Здесь, в западной Канаде, на охоте - царствие болта. Любой вид охоты (птицу оставим в покое). У всех кого я знаю, охотничья винтовка(ки) - болт. Почему не п/а? Ну уж точно не потому, что местный гризли добродушнее русского бурого брата. (У нас кстати, только что сезон медвежатный открылся).

То же и при дырокольстве.
Есть конечно у народа и СКСы и М16-ые, но это больше не от "преимуществ", а от любви к милитари и от смешной дешевизны первых (китайских и югославских).


Есть здесь и особое национальное пристрастие - Lever Action, но это дань собственной истории.
Используются сии Винчестеры и Марлины в основном для того самого бабахинга, да на специальных ковбойских стрельбах, ну и чтоб в коллекции было. 


Так же как и в моем арсенале есть две шемполки, flinter и caplock. Но это совсем другая история...


... но автомат в хозяйстве лишним не будет, при нашей-то действительности...



А это логика такая - если на тебя, не приведи, кто-то большой и страшный бежит, так хочется нажимать на курок, нажимать... Нужно принимать во внимание адреналин. Тогда с п/автоматом спокойнее...



... а полуавтомат... тоже есть, но так, на всякий случай ;) 

И все-таки на какой?

Война? - Там Вам Родина, чего положено в руки даст. Не со своим же не фронт пойдете.
А гражданские стволы все равно отымут.

Самооборона в городе/доме? - Тут уж по любому короткоствольная помпа со слагом или пистолет. Опять в чем преимущество Тигра? Или вы с грабителем на дальних подступах разбираться будете?

Охота и на тебя что-то огромное бежит?
- сценарий 1: далеко бежит - Так я и болт свой вскинуть успею.
- сценарий 2: бежит, но уже совсем близко. Тут надо иметь, то что в Северной Америке называют Side Gun. Что нибуть с гораздо худшей баллистикой, но с гораздо лучшей остановкой. Тот же слаг или пистолетик эдак в калибре 45-м. А сквозные ранения на коротком расстоянии из болта и п/а тому мишутке или кабанчику сугубо пареллельны.
Тут маленькое лирическое отступление. Есть у меня дед знакомый. Ему 75. Он же мой оружейник. Я его несколько раз упоминал в своих опусах. Охотится он уже больше сорока лет. Охотится на все, что закон дозволяет. Не пропускает ничего. Xотя... пропускает. Если, скажем, вчера подстрелил оленя... Сегодня идет опять. будет весь день бродить, вскидывать винтовку, и потом опять ее опускать. Почему? Ответ: "А на х..р мне столько мяса?" Но это не в тему, а в тему было следующее. Когда я первый раз попал в его дом, меня поразило (именно поразило) одно из чучел (он еще и профессиональный тахидермист). Огроменный черный медведь, как бы выходит из стены. Свирепая пасть, передние лапы раскинуты...
Я спросил его, - Наверняка за этим чучелом какая-то история?
История, которая почти стоила мне моей шкуры. Дед улыбнулся, вздохнул и рассказал.
Любит он горную охоту. Пас он почти целый день одного барана. Перемещался с позиции на позицию. Все внимание было сосредоточено на нем. Вдруг, говорит, боковым зрением вижу буквально в 7-8 ярдах от себя вот этого самого, прущего не меня из кустов. Патрон в патроннике. Магазин полный. 5 патронов. Маузер 7х57. Экспансивные пули Хорнади. Стреляю сразу с разворота. Вижу попал, а он все прет. Стреляю опять, а он все прет. И так весь магазин. Дозарядил еще две. И только после этого мишка успокоился. Когда делал чучело, ни одной пули в нем не было.
Извините за лирическое отсупление.
Вернемся к нашим сценариям.

Разбой / Разборка? - Я надеюсь что с представителями этой группы "стрельцов" я не имею чести здесь беседовать... Хотя, по любому, Калаш.


... болт надежнее, но от осечек и разрыва гильзы и он не застрахован...

    - Осечка на моем болте, это секунда на "передернуть затвор". А затык на вашем полуавтомате это неполная разборка - сборка? Могу и ошибаться на счет ваших действий по основным неисправностям и методам их устранения. Но, по-любому, мишка добежал, а баран сбежал. 



Впервые опубликовано 29 апреля 2004 г.
http://talks.guns.ru/forum/2/2227.html