Friday, November 7, 2014

ДТК, информация к размышлению.
Часть 2: Практика

Начало этой истории вы найдете здесь: http://oldflint.blogspot.ca/2014/11/1.html

А практика началась с подготовки собственно винтовки...

Возможно, вам попадался на глаза один из моих постов на Ганзе
в виде полушутливой загадки.

Что это за модель Рем 700?

Подсказки"...
- Short Action, ствольная коробка не титановая,
- Ложа HS Precision с полноформатным АББ (Aluminum Bedding Block),
- Свободно вывешенный ствол,
- Длина которого - 22".

Отгадка была с подставой. Хоть в подсказках и нет ни одного слова вранья, но все едино - это подстава. Конкретно такой конфигурации у Ремингтона нет. Очень похожа на 700 Mountain SS, а по сути базируется на 700 SPS Stainless.
- Short Action, 308-й, ствольная коробка не титановая, а от 700 SPS Stainless.
- Ложа HS Precision с полноформатным АББ, от 700 VS из самой первой темы в разделе "Винтовка глазами владельца": http://forum.guns.ru/forummessage/56/1.html
Эх, давненько это было, почти 10 лет прошло...

Хоть я всегда и ратовал за выбор винтовки, где не надо ничего менять, но это касается тех будущих Ремоводов, кто делает свой первый выбор. И оружейка у них не завалена хламом горького, но непропиваемого опыта прошлых лет. Сам же пошел тем самым путем, от которого и стараюсь отговорить каждого, кто делает свой первый выбор. Эта ложа валялась без дела уже несколько лет. Грех было ее не использовать, нежели второй раз платить примерно за такую же...
- Свободно вывешенный ствол,
- Длина которого - 22".
Обрезание 2 дюймов ствола 700 SPS Stainless от 24" до 22" с нарезкой "охотничьей" короны:

- Гласс-беддинг под затворную группу.
- Спуск XMark Pro умягчен примерно до 1.5 фунтов.
- База с 20-минутным наклоном http://www.buckeyeoptics.com/b...ort-action.html
- Оптика: Leupold VX-III Long Range, 4.5-14x40 mm
http://www.leupold.com/hunting...0mm-side-focus/
Низкий охотничий барабанчик вертикальных поправок заменен на матчевый M1.
Сетка: Varmint Hunters.
- 2 передние антабки, как на тактических моделях, - уже моя самодеятельность.

Вот такой "Remington 700 a la Flint" получился.
Итак... 

Первый этап эволюции

Собственно оригинал - Remington 700 SPS Stainless:

Вышеописанный "Remington 700 a la Flint" ;) уже с 22-дюймовым стволом:

А вот дальше смешочки и заканчивались... :( 

Повторю сентенцию из первой части.
При весе без базы, колец и прицела 7.25 фунта, т.е. 3.3 кг, твисте 1:10" и использовании достаточно тяжелых 175-грановых пуль, эта винтовка вела себя как плохо взнузданный конь. :( Лягалась и скакала на упорах / сошках, не оставляя никакого шанса на более или менее точную стрельбу в том смысле, как я это понимаю, ;) т.е. в пределах полуминуты. 

Вот типичный 100-ярдовый лист отстрела. 3 навески - колонки по вертикали в 3-х повторах.
Да, какие-то группы неплохи. Но стабильности из-за этой дикой скачки нет никакой.

Т.е., первые же отстрелы показали всю тщетность моих попыток достреляться до вразумительных кучных навесок. Вопрос встал ребром. Либо я теряю всяческий интерес к этой винтовке, т.е. признаю поражение. Либо ищу другие способы взнуздать эту строптивую лошадку. И способы, как вы поняли из первой части, нашлись.

Второй этап эволюции
Здесь всего три момента...
1. Укорочение ствола еще на 2 дюйма, т.е. до 20.
2. Перенарезка короны.
3. Нарезка резьбы 5/8"-24 TPI, RH и установка ДТК.

В результате:


Просмотрев по диагонали мишени отстрелов на "Первом этапе эволюции" ;) и где-то интуитивно догадываясь о положении кучной навески для пули Berger VLD Hunting, 175 grain, я ткнул пальцем в 42 grain пороха Varget и снарядил 12 патронов. 3 - для пристрелки, зная что СТП обязательно сместится. И еще 9 - для 3-х пробных групп. Как вы понимаете, это не был подбор навесок. Я просто взял с собой винтовку на 50-ярдовый range (крытый тир, и там это - максимальная дистанция), когда отстреливал 2-ю часть "МОДы на МОДули": http://oldflint.blogspot.ca/2014/11/cz-452-2-eley.html

Мне не столько нужны были группы, сколько хотелось для начала оценить первые ощущения от использования ДТК. Еще свежи были в памяти резкие, хлесткие удары в плечо от порождения "Первого этапа эволюции". Именно разницу в ощущениях "до" и "после", если она появится, и хотелось прочувствовать. Не в группах было дело...

От первого пристрелочного выстрела я просто обалдел. Привычно и достаточно сильно вдавив приклад в плечо, я прицелился и выстрелил. СТП ушла сильно вправо и немного вниз. Двумя оставшимися выстрелами я вывел СТП на середину креста... Но дело было даже не в этом. Ощущение от выстрела было совершенно необычным! Вместо привычно ожидаемого жесткого, короткого удара я почувствовал мягкий, даже не удар, а толчок в плечо. Эдакое дружеское похлопывание. Мол, не вешать нос, гардемарины!  Все путем!
Первую пробную группу я уже отстреливал свободным откатом, нисколько не беспокоясь за свое плечо. Картинка в прицеле на долю секунды расплывалась, а потом возвращалась.

А вот последняя, справа, получилась и вовсе курьезная...
Шаг клетки, как всегда, полдюйма.
По размеру это отверстия в общем-то видно, что оно чуть больше пробоин на соседнем кресте.
Так бывает...

Прошла неделя...

Не без основания полагая, что действительно зацепил "сладкую точку", я подготовил 27 патронов для перепроверки: http://oldflint.blogspot.ca/2011/11/blog-post.html, которую некоторые мои последователи называют "закреплением", отодвинувшись от 42 гран Varget'a на полграна вниз и вверх.
Почесав репу, подумал, что отстрелять 27 патронов - это только аппетит разбередить, я вдруг сообразил, что этот ствол имеет ту же длину, что и Remington 700 LTR, "засветившийся" уже в нескольких "Записках". В частности:
А, значит, не без некоторого основания я могу предположить, что и "сладкая точка" найденная для 168-грановой пули на Remington 700 LTR, на новом стволе может быть где-то рядом. Шаг нарезов на них, правда, отличается. Но на то мы и делаем "закрепление" с отступлениями от навески, что на подозрении, на полграна вверх и вниз. Т.о., были снаряжены еще 27 патронов, но уже с пулей Sierra Match King, 168 grain и навесками H4895 - 43.0, 43,5, 44.0 grain.

У нас long weekend (длинные выходные) и я собирался съездеить на клубное стрельбище и "закрепиться" на 100-ярдовом рубеже. Но... "Было гладко на бумаге, да забыли про овраги..." А тут возьми и внезапно наступи зима с заносами да метелями. Уж и не уверен, что доеду. А в одном месте-то свербит. А патроны первозданное благоухание и свежесть теряют с каждым часом. Пришлось опять ехать на крытый, 50-ярдовый.
Мне всегда казалось, что отстреливать все, кроме мелкашки на 50 ярдах - стрелковый моветон. ;) И вот, давеча, когда забирал винтовку с ДТК у оружейника, у нас с ним состоялся такой разговор. Я стал кряхтеть и жаловаться, что мол мало мест по городу, где можно 50 ярдов простреливать. Вот так, по-быстрому, кинуть в багажник мелкашку, да сотню патронов и завалиться куда-нибудь поблизости после работы.
Он мне называет, такой-то клуб.
Я - ему:
- Так там всего 25 ярдов, детская дистанция!
А он - мне:
- А какая нахрен разница?! Угловая минута - не 13.3, а 6.7 мм.
Так или иначе, мне сегодня этого аргумента хватило. ;) Ведь другого выхода и не было. Либо я стреляю на 50, либо не стреляю совсем. А патроны-то вянут, а то самое место свербит! 

Не рассусоливая дальше мои душевные томления на почве "моветон или нет", приведу лишь результаты. Целиком... Их всего-то два листа.

Первый лист: SMK, 168 grain, H4895 - 43.0, 43,5, 44.0 grain.
Каждая колонка  -  3 повтора одной навески.
Вполне заметно, что именно средняя колонка, т.е. 43.5 - дает наиболее стабильные группы. Здесь и назначим "сладкую точку".

Второй лист: Berger VLDH, 175 grain, Varget - 41.5, 42.0, 42.5 grain.
И точно также, каждая колонка  -  3 повтора одной навески.
И точно также заметна большая стабильность групп в средней колонке, т.е. 42 grain.

Прошла еще неделя...

Продолжая возиться с мелкашкой на 50 ярдах и приноравливаясь к ее новой ложе, решил заодно еще раз перепроверить "назначенную" мишенью выше сладкую точку для SMK, 168 grain. Картина практически повторилась.


Измерять группы смысла не имело.

Ну, теперь, по всем классическим канонам требуется сделать заключение или шибко умный вывод о целесообразности использования ДТК и его влиянии на кучность тонкого охотничьего ствола, но я предоставлю это право моему терпеливому читателю...

Продолжение этой незатейливой истории  
http://oldflint.blogspot.ca/2014/12/3.html
http://oldflint.blogspot.ca/2015/08/4.html