Tuesday, September 9, 2008

Мальтийский крест


Второе, рабочее название:
Мишени-"Крестоносцы".
Издание 3-е, переработанное и дополненное


Уже довольно давно я столкнулся с необходимостью накалякать свои собственные мишени.
Необходимость таковая образовалась из следующих предпосылок.
Мне нужны мишени для точной / целевой стрельбы:
1. Которых будет так много, сколько мне нужно.
2. Которые я могу получить бесплатно и когда мне угодно.
3. Которые будут "экономичными". Т.е. на лист должно помещаться ровно столько, сколько позволяет точность стрельбы (не более 2-х минут, а более и не интересно). К примеру, на лист обычной писчей бумаги можно легко посадить 6-8 групп на дистанции 100 ярдов/метров. Так зачем же делать только одну, изводить бумагу, рыться в многочисленных листах когда надо чего-то найти; если на одном, двух можно было бы, к примеру, разместить, скажем, весь эксперимент по подбору навески?
4. Kоторые "помогают", а не "мешают" мне стрелять. На которых видны пробоины и которые ориентируют прицельную сетку.
5. Которые соответствуют дистанции, пропорционально увеличиваясь в размерах, но сохраняя главные элементы рисунка / формы, чтобы не приходилось "привыкать" при переходе от дистанции к дистанции.
Вот такие предпосылки.

Как решаются проблемы поставленные в пунктах 1 и 2?
- В любом современном офисе есть принтер. И в любом современном офисе печатают на формате А4 или Letter. Бесплатных мишеней в печатных цифровых форматах в сети опубликована хренова куча,.. поэтому далее и объяснять не стоит.
Но далеко не весь "бесплатный сыр" вкусен, а говоря без метафор, далеко не все, что вы можете найти в сети, соотетствует остальным трем требованиям.
Кроме того, как я уже сказал, в любом современном офисе есть принтер. И в любом собременном офисе печатают на формате А4 или Letter. Но совершенно не факт, что печатают в каких либо других форматах. Поэтому А4 / Letter был взят за базовый размер листа для мишени. Строго говоря, представленный ниже дизайн ориентирован на наш Северо-Американский формат Letter. Но практически уверен, что нормально отпечатается и на А4.
"Экономика" получилась следующая.
28 индивидуальных мишеней-крестов на лист - на 50 ярдов/метров,
8 на 100,
3 на 200,
2 на 300,
1 на 500.
Пункт #4, на мой взгляд требует более детального пояснения.
Что значит, помогают стрелять?
А значит это следующее:
- Четко определяется центр мишени.
- Белый (светлый) фон, чтобы как можно дальше были видны пробоины.
- Контроль завала винтовки:
Есть у меня такой грех. И, полагаю, не у меня одного. Бывает, привалю винтовку слегка вбок и не замечу. Ветра вроде бы и нет, а группа четко "размазана" по горизонтали, при этом вертикальной дисперсии практически нет. Все пробоины на одной горизонтальной линии. Особливо на сошках, и особливо ежели мишень - черный круг или точка.
Крест как основной элемент рисунка мишени мне представляется наиболее простым и удачно соответствующим поставленной задаче. И в первую очередь потому, что накладываешь "Крест-на-Крест" и вся недолга. Крест прицельной сетки на крест мишени, притом ориентируясь не только по центру, а по горизонтали, и - что критически важно для завала - вертикали. Именно по этой причине мой "Мальтийский крест" имеет длинную вертикаль и несколько более короткую горизонталь.
Вот базовые элементы "Мальтийского креста" для разных дистанций:
Все что вам остается - правильно повесить мишень, не "завалив" ее на щите. А если даже и слегка завалили - не беда. Заваливайте винтовку столько же, соблюдая все тот-же принцип "Крест-на-Крест". Группа хоть чуть и сместится либо вправо, либо влево, в зависимости от направления завала. Но не расползется.
Пункт #5 тесно связан с пунктом #4.
Я постарался отследить пропорции Креста при переходе от дистанции к дистанции. Т.е. толщина линий креста при переходе от дистанции 100 ярдов/метров к 200 увеличивается вдвое, к 300 - втрое и т.д.
Требования к оружию, оптике и стрелку, чтобы мишени заработали.
Как уже сказано во вводной в начале темы, я подразумевал "выскоточную" стрельбу. Поэтому если винтовка рассевает по всему листу Letter/A4 на 100 ярдов/метров, то вам нужен ватманский рулон .
Я исходил из следующей предпосылки. Рабочая точность внутри одной минуты с "вывихами" в пределах двух. Именно для этой одноминутной цели предназначен круг в середине листа. Он не идеально выверен. Да эта идеальность и никогда не требовалась. Так, для ориентировки. На 200, 300, 500 ярдо/метровых больше одного круга. Минута - это внешний круг.
Для того, чтобы легко и четко различать и использовать "Кресты" нужна оптика в х14-х20. Возможно, у кого 100%-ное зрение, обойдется и кратностью х10. Для меньших кратностей, скорее всего вам понадобятся либо другие мишени, либо придется использовать эти на более коротких дистанциях.
Кроме 50, 100, 200, 300 и 500 ярдо/метровых рабочих макетов мишеней, расчитанных на "пристрелянный" выстрел/группу, имеются также две пристрелочные, на 50 и 100 ярдов. Если кому-то понадобится, можно легко изготовить пристрелочную для 200 и 300, используя единственный "крест" на лист.
Макеты сфабрикованы в распространенном и удобном формате PDF, что даст возможность печати практически на платформе любой современной операционной системы.
Итак:
Пристрелочная - 50 ярдов/метров:
_MK_Sight-in_050.pdf
Пристрелочная - 100 ярдов/метров:
_MK_Sight-in_100.pdf
28 на одном листе - 50 ярдов/метров:
_MK_Target_050_28in1.pdf
8 на одном листе - 100 ярдов/метров:
_MK_Target_100_8in1.pdf
9 на одном листе - 100 ярдов/метров:
_MK_Target_100_9in1(Vert).pdf
3 на одном листе - 200 ярдов/метров:
_MK_Target_200_3in1.pdf
2 на одном листе - 300 ярдов/метров:
_MK_Target_300_2in1.pdf
1 на одном листе - 500 ярдов/метров:
_MK_Target_500_1in1.pdf
Не судите строго. Я не художник. И не красивости меня напрягали.
Это просто удачное с моей точки зрения решение,
которым я уже много лет пользуюсь.
Works for me.
Может еще кому подойдет.
Главной проблемой "Мальтийского креста" является тот факт,
что стандартами для соревнований приняты совершенно другие мишени.
Чаще всего это "Круги". Тут "Крест" вам не помощник.
Но для тренировок, экспериментов по подбору навесок, или тем,
кого участие в соревнованиях не больно напрягает, может и сгодится.

PS: Добавлено позже.
Мишень, которой я пользуюсь в последнее время постоянно:
_MK2_Target_100_12in1(Vert)_0.0ZERO.pdf
Сгодится для 50/100 ярдов/метров.

Впервые опубликовано 9 сентября 2008 г.
http://talks.guns.ru/forummessage/2/359436.html