Tuesday, December 21, 2004

Как я это делаю: Ступенька, еще ступенька

Нетак давно я рассказывал Вам о "Лестнице Крейтона Одетта":  
http://talks.guns.ru/forummessage/2/54886.html

Тогда это была лишь попытка привлечь Ваше внимание к интересному на мой взгляд способу определения "кучной навески". Сегодня я хотел бы поделиться с Вами практическими результатами.

Но прежде чем вешать мишени и показывать "дырки", позвольте мне остановиться на истории развития событий.

МАЛЕНЬКИЙ СЛОВАРЬ И ЛЕГЕНДА

Прежде всего прошу прощения, что нижеприведенные таблицы и графики на английком. Текст я пишу в транслите, а в Экселе ессно латынь. Поэтому позвольте перевести несколько терминов, использованных ниже.
Shot # - Номер выстрела
Round # - Номер патрона
Group / Target # - Номер группы / мишени
Charge Weight (CW), gr - Вес заряда, граны
Group size (Total, Vertical), mm - Размер группы (общий, по ветикали), мм
Muzzle Velocity (MV), fps - Начальная скорость пули, футы в сек
Avg CW, gr - Средний для группы вес заряда, граны
Avg MV, fps - Средняя для группы начальная скорость, футы в сек
Lost Shot - Потерянный выстрел
Approximated MV Value (Chronograph didn't register) - Аппрохимированное значение начальной скорости (хронограф не зарегистрировал).


Вот пожалуй и все, что нужно для понимания таблиц и гистограмм. Если еще что всплывет, объясню по тексту.

СОМНЕНИЯ ТЕРЗАЮТ ДУШУ
Идея была ну просто золотая. Но!..
Что мне не нравилось в "Лестнице Крейтона Одетта". В первую очередь дистанция - 300 ярдов (274 м). Дистанция требовалась, чтобы различить изменение в снижении траектории пули по мере роста веса заряда, и, соответственно, начальной скорости пули. Но 300 ярдов было слишком далеко, чтобы уверенно видеть и "картировать" мишень (см. вышеназванную ссылку) и слишком далеко, чтобы помешать ветру легко все смазать.
Ждать безветренного дня (у моря погоды)? Well, good luck with it.


Ищите и обрящете.
Примерно в те же дни мне попадается следующая статья:  

http://home.earthlink.net/~dannewberry/dannewberrysoptimalchargeweightloaddeve lopment/index.html
 
Автор - Dan Newberry, отдавая должное Крейтону Одетту, "развивает тему" и предлагает следующее (вкратце):

1. Дистанция - 100 ярдов. Можно забыть о ветре. Ну разве что если ураган.
2. Разбить весь диапазон рекомендуемых от минимума до максимума на 7-8 навесок.
3. Сделать по 3 патрона на каждую. Ну скажем, 7 навесок по 3 патрона = 21 заряд.
4. Стреляем по одному из каждой навески в новую мишень.
Т.е. (первый цикл):
1-я навеска - 1-я мишень,
2-я навеска - 2-я мишень,
3-я навеска - 3-я мишень,
4-я навеска - 4-я мишень,
5-я навеска - 5-я мишень,
6-я навеска - 6-я мишень,
7-я навеска - 7-я мишень. 


Когда цикл закончили, повторяем еще 2 раза.
Что это нам дает? Мы "размазываем" возможную ошибку, изменение влияния ветра, вашу усталость по всем мишеням. Это была вторая "золотая идея".


8. Получаем 7 групп то 3 выстрела. Находим СТП. Измеряем расстояние по вертикали от СТП до точки (а вернее линии прицеливания). В таблицах ниже я условно называю это Drop - Падение. С ростом навески Drop уменьшается. Пули начинают "высить" все больше и больше.

9. Что мы ищем? Мы не просто ищем самую малую группу, которая может быть случайной, как это делалось традиционно. Мы ищем 2-3 группы которые "высят" примерно одинаково. Мы ищем "ступеньку" на лестнице. Это обычно коррелирует с самой малой группой.

Что мне здесь не нравилось. Опять же дистанция. 100 ярдов (91.4 м). Делаю примерный расчет для 308-го калибра. Зная из предыдущих экспериментов с этими пулями и порохом примерный расклад начальных скоростей, прикидываю какой получается Drop между максимальной и минимальной навеской. Около 1 см - 0.3 МОА? Слишком мало на фоне возможных ошибок.

ДИСТАНЦИЯ НАЙДЕНА

Таким образом, 100 - слишком близко для различий, 300 - слишом далеко для того чтоб их увидеть.
Ответ напрашивался сам собою - 200 ярдов.
Подсчитываю возможное изменение в занижении траектории от минимума до максимума скоростей на этой дистанции - в районе минуты и даже более.
Уже лучше, много лучше. На такую разницу уже можно было полагаться.


ОРУЖИЕ. ОБОРУДОВАНИЕ. РЕЛОАДИНГ. КОМПОНЕНТЫ
Оружие
Savage 10FP-LE1A
http://www.savagearms.com/10fple1a.htm. Калибр - 308 Win.

Известен под кличкой - "Коротышка Савыч" ;)
http://talks.guns.ru/forummessage/2/2546.html

Оптика

Leupold VX-III 4.5-14x50mm Long Range, Varmint Hunter's Reticle.
На 14х позволяет "читать" мишень в 200 ярдах.


Хронограф

F-1 Shooting Chrony:
http://chrony.ca/sc_mc-MV.html
Маленькая подробность. После 3 часов работы под мелким плотным дождичком со снегом, перевернув, вылил из него воду (в прямом смысле!). Он продолжал работать. Наша, канадская вещь! =D>


Релоадинг

Пресс - Lee Classic Cast Press:
http://www.leeprecision.com/cgi/catalog/browse.cgi?1092756991.4867=/html/catalog/ classic.html

Триммер - RCBS Case Trimmer-2
Диспенсер - PACT Digital Powder Dispenser:
http://www.pact.com/cgi-bin/store/commerce.cgi?product=dispensers

Весы - PACT Digital Precision Powder Scale:
http://www.pact.com/dscale.html


Компоненты

Пули:
1. Sierra .308, 168 gr, HPBT MatchKing:
http://www.sierrabullets.com/bullets/bc.cfm?Stock_Num=2200
Глубинна посадки, а вернее общая длина патрона, OAL - 2.811 дюйма (средняя по 7 промерам).
(разговор об этом был недавно здесь:
http://talks.guns.ru/forummessage/2/57957.html )

2. Hornady .308, 168 gr, BTHP Match:
https://www.hornady.com/shop/
OAL - 2.759 дюйма (средняя по 7 промерам).

Иными словами, говоря об OAL, я пытался "отодвинуться" от нарезов на 0.02 дюйма.
Порох - Hodgdon Varget:
http://www.hodgdon.com/smokeless/extreme/page4.php
Рекомендованные навески в диапазоне 42-46 гран для пуль 168 гран.

Капсуля - Federal #210M Large Rifle Match Primers.
Гильзы - 2-3 раза стреляные Hornady 308 Match. Full sized.

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

Определившись с дистанцией, начинаю перелопачивать в мозгу все прочитанное и прихожу к следующей схеме.
Из оригинального метода Крейтона Одетта мне нравилась идея: "каждый патрон - отдельная навеска". Из метода Дэна Ньюберри мне нравилось несколько вещей: разделение на несколько мишеней, стрельба по одному в каждую мишень, а потом повтор цикла. От себя добавил: не усреднять СТП по всей группе, а мерять начальную скорость и Drop по каждому выстрелу. Получилась следующая схема:

Рис. 1: План Эксперимента.

АНАЛИЗ ДАННЫХ
Сиерра
Прежде всего позвольте привести общую таблицу всех полученных данных по этой пуле:
Таблица 2: Сиерра. Все данные использованные в расчетах.
 Как вы видите, два выстрела потеряны. Нет, не смазал. На других - "зачетных" мишенях лишних дырок тоже не было. Скорее всего саданул по пристрелочной. Их там висела чертова куча. Кроме того не зарегистрированы пара-тройка значений начальных скоростей. Здесь я позволил себе интерполировать. Уж не обессутьте. По потерянным выстрелам - слава богу, они оказались в тех группах, где ничего "важного" не происходило. Их "распирало" и для двух достаточно, чтоб терять к ним интерес.

Рис. 2: Сиерра. Изменение Drop с ростом навески.  
 Гистограмма разделена на секции по группам. Как это и было на мишенях. Видны два "плато", именно то, что мы ищем. Первое - в районе 42.6 - 43.2 гран, второе, (полагаю, что только начало - в самой последней группе 45.6-46 гран.

Рис. 3: Сиерра. Изменение Drop с ростом начальной скорости.
  На этом графике, как вы видите, тоже просматриваются два "плато", примерно в тех же зонах.

Рис. 4: Сиерра. Зависимость размера группы (как общего, так и только вертикального) от навески / веса заряда.  

 Рис. 5: Сиерра. 7-я мишень.
Не обращайте внимания, что не в центре. Это, как вы понимаете ее так "задрало" по сравнению с изначальной пристрелкой патронами из минимальмой навески 42 грана.

Теперь позвольте перейти к анализу Хорнади.
Пуля точно такая же по весу. И так же классифицируется по типу - Boat Tail Hollow Point. Без микрометра разницу не увидишь. Но разница явно была.

Таблица 3: Хорнади. Все данные использованные в расчетах.
 Здесь, слава богу, потеряных выстрелов нет. Есть только два потерянных значения начальной скорости. И опять, вы уж простите, интерполяция.

Рис. 6: Хорнади. Изменение Drop с ростом навески.
Здесь "плато" просматривается только одно. В районе 44.2-44.8 грана.

Рис. 7: Хорнади. Изменение Drop с ростом начальной скорости.
Здесь "плато" видно еще лучше. 



Рис. 8: Хорнади. Зависимость размера группы (как общего, так и только вертикального) от навески / веса заряда.
  Здесь корреляция между общим размером группы и по вертикали очень тесная. Ветер, по-видимому, притих или поменял направление.

На это же "плато" попадает и лучшая группа.Вот она. Общий размер - 14 мм, по вертикали - 9.5 мм. Следующую опять начинает "распирать", а заодно и "поднимать" по лестнице.

Рис. 5: Хорнади. 5-я и 6-я мишени.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
1. "Одинаковые" пули от разных производителей дают неодинаковые "сладкие точки". Из Хорнади, по всей видимости, можно выжать почти такие-же ресультаты, что и из Сиерры. Но Хорнади надо отбирать. По крайней мере мне так показалось, что надо. Примерно в 20-25% пуль в "полых" носах какой-то мусор. Навроде деревянной затычки. Просто иглой не удаляется. :-/  У Сиерры мусора в "носах" нет.

2. Испытанный "Метод Лестницы" - некий гуляш из "Лестницы Крейтона Одетта" и метода Дэна Ньюберри, работает. И, подготовив 30 патронов (а если у вас винтовка пристреляна по нижней навеске то всего 21), вы можете, стреляя на дистанции 200 ярдов / метров, определить "кучную" навеску для данной комбинации компонентов.

3. Приятно осознавать, что серийная винтовка (пусть даже тактическая) может при Правильном Патроне выдать 1/4 минуты.



Впервые опубликовано 21 декабря 2004 г.
http://talks.guns.ru/forum/2/59085.html